Центр образования района "Соколиная гора" г.Москва

Меню сайта
Наш опрос
Какие школьные предметы Вам нравятся больше всего?
Всего ответов: 1217

театр 429


ЧАСТЬ 2

“А что мы будем постановлять?”
(Вопрос маленькой актрисы)

Вопрос справедливый, потому, что любому ребенку ясно – театр дело в первую очередь сугубо практическое и если теоретические размышления не воплощать практической деятельностью, то самые убедительные рассуждения теряют всякий смысл. В связи с этим я беру на себя смелость привести ряд практических рекомендаций основанных на опыте работы разных педагогов находящихся в условиях средней общеобразовательной школы. Разумеется, что рассмотреть технические и методические особенности всех сторон и проявлений театрального пространства школы в одной статье невозможно. Поэтому предлагаю остановиться на наиболее актуальной и узнаваемой проблеме самого первого этапа формирования детского коллектива.
Создавая детский театральный коллектив, человек, решивший заниматься этим делом, должен в первую очередь ответить на вопрос: “Чего я хочу?” Ответ должен быть предельно честным. Если он носит характер творческой самореализации взрослого и дети являются только материалом в его руках, то лучше за это не браться, а попробовать свои творческие силы на равных себе взрослых людях. Но есть и другие ответы на этот вопрос – те, которые в прямую связаны с педагогическими задачами, например такие: хочу, чтобы дети в классе подружились; хочу создать праздник; хочу, чтобы жизнь в школе была интересней. Вариантов бесчисленное множество. И, найдя свой собственный ответ, вы будет точно знать, чем вы собираетесь заниматься, и это поможет избежать лишних нервных затрат. Всегда легче двигаться к цели, которую ясно представляешь.
Разные возрастные группы ребят, разумеется, требуют различных подходов. Как правило, в начальных классах создание детского театрального коллектива происходит в момент рождения какого-либо конкретного праздника — например, “Букваря” или всеми любимого Нового года. В этом случае цель ясна: необходимо, чтобы было интересно и весело и как можно больше ребят принимало участие в действии.
В средней и старшей школе необходимость создать коллектив для проведения конкретного вечера сохраняется (“День лицея”, “Масленица”, “Последний звонок” и т.д.). И в этом случае зада¬чи остаются все теми же: участвовать должны все желающие, каждому должно быть найдено место, и всем должно быть интересно.
Однако уже в средней школе нередко возникает потребность в создании постоянно действующего театрального коллекти¬ва. Инициаторами чаще всего бывают учителя эстетических и гуманитарных курсов. Хотя немало среди них оказывается физиков, математиков, родителей-энтузиастов и даже членов школьной администрации. Вот тут и встают более слож¬ные художественные задачи. Постоянно действующий коллектив — это уже заявка не просто на игру, но на самое настоящее творчество.
Безусловно каждый такой коллектив проходит собственный путь развития. Но также очевидно, что в этом движении имеется много общего. Если честно ответить себе на вопрос “чего я хочу?”, то значительно легче будет ответить на вопрос “как этого добиться?” Когда речь идет о создании коллектива, участники которого не имеют специальной театральной подготовки, следует точно понимать, что кроме желания “играть в театр” и индивидуального таланта, у детей пока еще ничего нет.
Дело в том, что законы детской игры и законы сцены различны. Играть для себя, “за закрытой дверью”, и играть на сцене перед публикой совсем не одно и то же. Когда ребенок играет “для себя”, его поведение психологически естественно, игра же “на публику” противоречит природе. Разница в том, что в обычной детской игре законы подвижны и переменчивы (мы договорились играть так, а потом на ходу передоговорились и ста¬ли играть по-другому), а закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды. В детской игре много условности, понятной только играющим, в ней возможны любые пропуски фрагментов действия, утрированное обозначение каких-то явлений. В театре все это возможно далеко не всегда. Но при этом будет совершенно неправильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учить детей “играть по-взрослому”. Это сразу омертвит затею, перекроет возможность творческой самореализации детей. Чтобы этого не произошло, необходимо искать возможности, присущие именно детской природе. Например, непосредственность восприятия, эмоциональная отзывчивость, отсутствие штампов в мышлении и др. Фокус заключается в том, чтобы найти такую форму построения представления (театрального пространства) в которой законы детской игры и особенности детской природы стали бы определяющими для создания художественного языка.
Прежде всего, цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и понятны. Уже упоминаемый выше “Метод физических действий” К. С. Станиславского здесь неоценим. Предложите мальчику, играющему Кота в Сапогах утешить своего хозяина после раздела наследства между братьями, то скорее всего, ничего хорошего у “актера” не получится. Он не будет знать что делать. Но если поставить перед ним задачу заставить партнера улыбнуться, у него сразу появится активность, необходимость следить за малейшими изменениями в лице партнера. Ему нужно дожидаясь того момента, когда на лице “хозяина” появятся первые признаки улыбки. Такая задача стимулирует творческую изобретательность ребенка. Необходимо предложить ему добиться поставленной физической задачи, и он обязательно найдет ее решение.
“Правила игры” — необходимые для такого урока это те требования, соблюдение которых вы считаете строго необходимым. И в то же время это те “правила”, которые отличают, театральные уроки от обычных общеобразовательных. Необходимо создать в театральном пространстве игровую атмосферу. Здесь важно все –от изменения пространства любо¬го кабинета до необычной формы заданий, в том числе и домашних, которые предстоит выполнить ученикам. На традиционном уроке существуют незыблемые дисциплинарные правила: вести себя тихо, поднятая рука означает готовность отвечать, переговариваться нельзя и т. д. На занятиях “театром” эти строгости надо серьезно ослабить. И дело не только в том, что творчество не родится по команде: необходима атмосфера поиска, спора и соревнования, рождающего “творческий шум”. Дело еще и в том, что в школьной дневной сетке часов, как правило, только здесь и можно пошуметь, не¬много побаловаться, поспорить!, а значит, и полноценно пооб¬щаться со взрослым. Тут можно не просто побыть самим собой, но и с самим собой познакомиться.
Необходимо вспомнить, что создание любого, пусть неболь¬шого, театрального действия коллективный труд. Если ребята, независимо от возраста, почувствуют, что сами являются авторами и исполнителями будущего действия, то любой руководитель получит целый кладезь выдумок и фантазий, на которые неистощимы дети. Если всю эту энергию аккуратно направить в нужное русло, то проблем с дисциплиной на таких занятиях будет значительно меньше. Ведь сами участники действия будут стремиться как можно скорее продемонстрировать свою работу зрителю. Создание доброжела¬тельной, доверительной и деловой атмосферы на .занятиях “театром” впоследствии даст возможность решать многие творческие задачи.
Создание такой атмосферы в группах детей разного возраста, естественно, протекает различно. В начальной школе маленькому человеку особенно трудно после вольной домашней жизни сидеть полдня за партой да еще дома делать уроки. Очень трудно да и вредно не кричать, не бегать на переменах. А ведь в обычной школе все это нарушение правил поведения. Но в условиях театрального пространства эту проблему можно в значительной степени решить.
Часто случается, что неуспевающий на общеобразовательных уроках человек может оказаться незаменимым помощников на театральных занятиях, Это он, “двоечник”, быстрее всех готовит кабинет к занятиям. Он уже почти выучил свою роль: в нужное время тихо пе¬реставлять стул с одного места на другое. Или раньше всех догадался, как превратить парты со стульями в горы и леса. А если таких успехов на театральных занятиях у него будет все больше и больше, то есть надежда, что в этом человеке проснется интерес к другим занятиям. Потому что если он может быть успевающим на одном предмете, то его шансы, стать успевающим на других возрастают.
Средняя школа имеет свою специфику. В 5-7м классах на¬чинать театральные занятия и проще и сложней одновременно. Проще потому, что эго уже достаточно взрослые люди, и слож¬нее, по этой же причине. Малыши, играя, почти никогда не ду¬мают о том, как они выглядят со стороны и что о них подумают окружающие. Подростки же думают об этом постоянно, потому что меняется их тело, голос, мысли и чувства. Они сами не зна¬ют, как отнестись к новому в себе, и ищут поддержки во внеш¬нем мире. А внешний мир, к сожалению, чаще всего сигналит им о том, что выглядят они неважно: “Ты почему сутулишься? Что ты все время суетишься? Это не пение, а какой-то визг! Руки у тебя стали кривые!” вот, разумеется, утрированный набор замечаний о своей особе, которые чаще всего слышит подросток. Ясное дело, подобные оценки не воодушевляют его на публичные выступления. Проблема еще и в том, что к средней школе у детей у же складываются определенные стереотипы отношений со сверстниками и взрослыми. Появляются малоприятные слова “всегда” и “никогда” (“Он всегда такой рассеянный!”, “У меня никогда так не получится!”). Если в начальной школе привычные негативные реакции, как правило, еще не сложились и театральные занятия помогают предотвратить их, то в средней школе дело обстоит иначе. Здесь много сил нужно потратить на преодоление уже сложившихся предрассудков. Это требует огромного терпения и такта. Задача все та же – помочь ребенку найти себя в каком-то виде творческой деятельности, помочь поверить в успех. Загвоздка состоит еще и в том, что подростки стесняются “детского” в себе и в “детские игры” они играть уже не хотят. И тут нужно их перехитрить, чтобы они поверили: быть ребенком так же пре¬красно, как быть взрослым; любой творец, художник должен сохранить в себе детство.
Легко и удобно, когда детские способности и предпочтения в творчестве ярко выражены, когда сам ребенок их в какой то степени осознает. Тогда можно предложить ему заниматься той работой, к которой он сам склоняется. Но чаще бывает так, что творческие задатки глубоко спрятаны или лежат в такой сфере де¬ятельности, где их никому не приходит на ум искать (например, человек любит и умеет возиться со столярными инструментами или с электрическими приборами). Тут от педагога требуются наблюдательность, внимание и такт.
Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребен¬ка, заставлять его быть на виду, если он не хочет этого. Нельзя ставить его в ситуацию, где он почувствует себя смешным и нелепым, хуже других. Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела, забывать о маленьком человеке, оставлять его в стороне. Для каждого нужно найти интересное ему занятие — то, в котором он может творчески реализоваться. Тем более что в условиях театрального пространства дело найдется каждому, и ничей талант не останется невостребованным. Ведь без группы обеспечения никакое действо состояться не может, поэтому они такие же уважаемые участники всего творческого процесса, как и актеры. Они помогают изготовить бутафорию, реквизит, костюм и деко¬рации; рисуют афиши и пригласительные билеты; они проверяют готовность площадки к репетиции, меняют во время спектакля декорации, помогают артистам переодеваться и гримироваться; они вовремя включают звук и свет и делают многое другое все, что нужно для данного спектакля. Поэтому ясное распре¬деление обязанностей снимет лишние обиды. Разумеется, со временем распределение ролей будет меняться. Тот, кто сегодня не мог или не хотел выходить на сценическую площадку, завтра проявит небывалую активность. И наоборот, кто-то устанет играть в
“артиста” и захочет попробовать себя в чем-то другом.
Приходя на самое первое занятие, руководитель должен точно знать, что он собирается предложить ребятам, т. е. идея будущего представления должна быть ясной и понятной ему самому. Возможно это еще не сценарий будущей работы, но уже ее каркас. Нужно понимать, почему мы выбрали ту или иную тему. А вот о том, как эта идея будет реализовываться, можно подумать вместе. Вряд ли ребята начнут выдвигать готовые идеи, если им ничего не предложить. Значит, несколько вариантов идей должно быть заранее подготовлено руководителем. Если предложенные варианты не заинтересовали детей, отчаиваться не надо. В любом случае необходимо перейти к действию. Например, предложить ребятам сыграть историю — любую, самую простую (этюд): передать шпаргалку отвечающему у доски так, чтобы учитель ничего не заметил. Нужно распределить роли, договориться о том, кто есть кто и, как правило, дети охотно включаются в игру. Пробуем разные варианты: шпаргалка написана большими буквами или мелкими; все в классе заодно; кто-то вредничает и не хочет передавать шпаргалку; учитель занят каким-то своим делом; он очень внимательно следит за классом или устраивает какой-то подвох. Какой вариант получился интереснее?
- Не то,..
- Еще не то...
– Какие еще варианты?
– А можно через инопланетянина? Кто им будет? В чем придумка?
– Ну, это… м-м-м-м-м… она не видит, а он…
– Понятно, пробуем.
И так далее... Заметили, мы уже играем. Нелепо, наивно? Может быть, но – играем. Творческий результат таких проб не очень важен, главное, что ребята включились в игру.
Важно, что на первоначальном этапе формирования коллектива, педагог является генератором и двигателем всех идей. И не следует думать, что это происходит от того, что дети ничего не хотят. Песни, костюмы, грим, движения, идеи и их воплощение – все это в первую очередь должно исходить от взрослого. Он должен суметь на время занятий как бы превратиться в главного шалуна. Но при этом он чутко ловит момент, когда роль лидера можно будет незаметно уступить. Он главный выдумщик только до тех пор, пока ребята не поверят ему, не поймут, что для главного шалуна все это серьезно, что с ним можно играть, причем играть всерьез. Когда ребята увидят, насколько увлечен их руководитель, поймут, что все, им предлагаемое, делается не для “галочки”, – тогда они пойдут за ним. Они поделятся с руководителем своими идеями и проблемами, которые им хотелось бы обсудить. Когда наступит такой период и очертится круг про¬блем, волнующих ребят, тогда можно переходить к более серь¬езному этапу занятий. Выбору постановочного материала, работе над конкретной проблемой и пр.
С малышами можно повторять одни и те же упражнения помногу раз. Они будут реагировать на знакомое радостно. Работая с ними, новое следует вводить очень медленно, незаметно, чтобы оно усваивалось без заметных усилий, но был очевиден положительный результат. Со старшими все обстоит несколько иначе. Топтание на месте здесь неприемлемо. Ребята должны чувствовать, что движутся вперед. И преодо¬ление посильных трудностей доставит им удовольствие, по¬родит законную гордость. На занятиях со старшими детьми знакомые упражнения надо постоянно усложнять, ставить новые и новые задачи.
Когда предварительный период подготовки к созданию коллектива завершен, возникает самый главный вопрос: “А что мы будем ставить?” Руководителей театральных коллективов начальной школы хотелось бы сразу успокоить: ничего ставить не надо! Само слово подразумевает что-то глобальное. Давайте его оставим до лучших времен. Вопрос: “Во что мы будем играть?” - звучит гораздо привлекательней. Задав этот вопрос детям, вы получите массу ответов. Но мы-то с вами, скорее всего, уже знаем, во что играть. Начинается диалог. И в слу¬чае, если вдруг начнется совместный поиск и возникнет взаи¬мопонимание, произойдет маленькое чудо: дети станут соавто¬рами будущего театрального проекта, который надо реализовать как можно скорее.
Любой, даже самый глобальный, проект на начальном эта¬пе должен длиться по времени не больше 30—40 мин. Это то время, которое любой ребенок может “держать” внимание. Хорошо, если представление будет состоять из небольших сценок на 2-х, 3-х или 4-х человек. Все эти сценки могут быть объединены одной общей идеей, например: “Вредные советы”, “Новогодние поздравления”, вечер модников и модниц или другие. Но каждая из них может быть самодостаточной, т. е., как скетч, иметь начало и конец. Такой набор сценок дает много пре¬имуществ:
• каждую сцену можно репетировать отдельно:
• собрать 2-4-х человек проще, чем всех актеров, необходимых для исполнения большой сказки;
• каждый участник сценки несет за нее индивидуальную ответственность.
Чувство ответственности не размывается, как это бывает в массовке; короткие, на 3—4 мин, сценки позволяют юным актерам максимально сконцентрироваться на площадке, а затем расслабиться, т. е. не возникнет перенапряжения, и в то же время актер не теряет собранности в процессе выступ¬ления. Если в каждой сценке занято 3—4 человека, а всего — 6—7 отрывков на представление в 30 мин, то легко подсчи¬тать, сколько народу будет принимать участие в целом про¬екте. Когда все фрагменты сделаны в отдельности, достаточ¬но 2—3-х сводных занятий, чтобы все представление было собрано.
Чтобы увлечь детей подросткового возраста, можно вспом¬нить не знакомые им, необычные “театральные” игры или игры нашего собственного детства, для современных детей - экзотические. Например, “Конкурс инсценированной песни”. Для большей актуализации, его можно превратить в представление клипов.
Почему с песни начинать легче и интереснее? Понятно, что одного-двух-трех поющих можно найти всегда. Значит, начи¬нать уже не так страшно: “Пусть в театре мы еще никогда не играли, а вот петь — пели”. Но не слова песни в нашей театральной игре главное, а то, что происходит на фоне слов. Это может оказаться очень забавным. Вспомним песню “Я на солнышке лежу”. Львенок и черепаха — солисты. А вот берег, на котором “я — львенок — лежу” — это уже целая пантомимическая группа: кто-то — “пальмы”, кто-то — “волны”, кто-то — “пролетающие птицы” . А если группа носорогов и бегемотов пройдет в ритме африканского танца... представляете, какой восторг испытают и участники и зрители! Давайте подберем несколько песен на определенную тема¬тику, получится маленький музыкально-пластический спектакль.
В старших классах почему-то принято начинать создание театрализаций с постановок материала, в той или иной степени связанного со школьной программой, в основном с программой по литературе. И в этом, кажется, главная ошибка. Играть драматургию, особенно русскую, старшеклассники, которые понятия не имеют, как себя держать на сцене и что делать, просто не могут. Это задача непосильная для начинающего коллектива. Такие постановки обычно содержат очень много слов и очень мало действия.
Со старшеклассниками, так же как с младшими, лучше всего начинать с более простых и веселых вещей. Тем более что старшеклассники, в отличие от младших школьников, уже перестали стесняться по-детски шалить и обладают хо¬рошим чувством юмора. Для первой предстоящей работы можно выбрать какую-нибудь привлекательную тему, например: КВН, “День влюбленных”, “Юморина 1 апреля”, “Хэлуин” или что-то похожее.
Конкретная тема позволит создать представление, состоящее из коротких фрагментов. А это уже существенно облегчит задачу. В процессе сочинения и выполнения этих работ сразу определятся лидеры в разных областях деятельности: те, кто очень хотят на сцену; те, кто хотят, но меньше; те, кто стремится сочинять тексты, пи¬лить, строгать и забивать гвозди, возиться с аппаратурой и т. д. Если руководителем точно найдена тема, которая “заводит” ребят, подталкивает их к тому, чтобы что то делать, — значит, все получится.
Важно и то, что реакция зрителей будет служить единению членов творческого коллектива, потому что смех и аплодисменты это уже УСПЕХ. У тех, кто хоть один раз пережил этот момент, возникает потребность пережить его еще. А что для этого нужно? Трудиться дальше, сделать что-нибудь веселое, чтобы опять смеялись и хлопали, а потом можно попробовать сделать что-то серьезное, чтобы плакали и не хлопали – это еще более высокая награда.
От руководителя зависит направление работы в целом. Если представления будут носить разный характер, это подогреет зри¬тельский интерес: “А что они в этот раз придумали?”
Ну вот, первый этап работы пройден. Дальше — выпуск пригласительных билетов на премьеру, последние хлопоты, волнение, сама премьера, награда за труд – аплодисменты.
Для нас совершенно очевидно, что театральное пространство школы ориентируется прежде всего на нужды образовательного и воспитательного процесса, происходящего в его стенах. Причем оно использует только те возможности, которые школа готова предоставить ему здесь и сейчас. Оно компенсирует тот вакуум, который образуется в общем педагогическом пространстве образовательных учреждений из-за их некоторой однобокости. Например, из-за деления всего процесса обучения и воспитания на два вида образования – основное и дополнительное. Почему-то умение общаться, понимать, слушать и выбирать относится к дополнительному образованию, а заучивание тригонометрических формул и структуры бензольных колец – к основному. И уж конечно “умная голова” почему-то важнее, чем “умные руки”. Театральное пространство школы дает возможность проверить эти и другие истины, а заодно развернуть процесс обучения в любой, самой обычной средней школе, лицом к главному объекту этого образования – к самому ребенку. И может быть тогда ему не придется надевать маску, чтобы остаться самим собой.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0