Центр образования района "Соколиная гора" г.Москва

Меню сайта
Наш опрос
Какие школьные предметы Вам нравятся больше всего?
Всего ответов: 1219

методические разработки


ЗАДАЧИ

ЦО №429 «Соколиная гора» в области
экспериментальной деятельности на 2009-2011 г.г. по дальнейшему развитию системы
индивидуальных учебных планов

         

Из четырех моментов образовательного процесса – дидактики,
методики, антропологии и организации - каждый имеет вектор своего последующего
раскрытия в эксперименте на базе ресурсного центра ЦО429.

1.    Задачи в области дидактики.

 Дидактика в рамках линии обновления содержания образования и перевода его на деятельностный и мыследеятельностный план связана с постановкой вопроса дифференциации образовательных траекторий в рамках освоения базовых курсов – т.е. проблема выбора может быть смещена в область базовых предметов.

По отношению к каждому учебному предмету на рубеже старшей школы имеются три типа заказчиков образования:

А) имеющие осознанную мотивацию к углубленному
изучению данного предмета

Б)  имеющие
сформированные учебные навыки, но не имеющие ясного представления  о том, в какой области деятельности они будут
применять полученное образование

В) имеющие слабо сформированные учебные навыки, не имеющие внутренней мотивации и
считающие, что образование в данной области «нужно учителям и (или) родителям».

Для каждой из таких групп учащихся должно существовать
разное деятельностное содержание образования. В этом плане для нас была бы
привлекательна дифференциация курсов по таким параметрам как: объем групповой
работы (активной); объем работы с аутентичными источниками – построение курса
на основе уже упрощенных базовых определений, 
введение в курсы проектной составляющей; масштабность исследовательского
типа деятельности в курсах.

В этом аспекте перспективными представляются как
конкретные методические разработки для каждой деятельностной группы учащихся с
целью более точного учета их образовательной траектории, так и реализация на
конкретном материале уже существующих и апробированных технологий ТОГИС и ТРИЗ.
Все вышеизложенное составляет, на наш взгляд, первое направление будущей
экспериментальной деятельности ЦО 429.

 2. Задачи в области методики.

Данное направление, как нам представляется, должно
реализовываться нами в двух аспектах: методическая поддержка осознанного выбора
учащимися своей образовательной траектории и методическое обеспечение
реализации уже сделанного выбора.

Возможности Центра образования в плане создания
условий для осознанного выбора значительно увеличиваются по сравнению со
средней школой. Это огромная система дополнительного образования, которая
позволяет, не увеличивая аудиторную нагрузку учащихся основной школы,
многократно увеличить спектр получаемых ими сведений о будущем направлении
деятельности. Здесь также имеет большое значение уже апробируемая нами
инновационная концепция творческих образовательных пространств, проходя через
систему которых, ребенок имеет куда как больше шансов верно ответить на главный
жизненный вопрос: кто я? Систематизация и интеграция основного и
дополнительного образования, направленная на правильный выбор индивидуальной
траектории – следующее направление работы нашего Центра.

Реализуя уже сформированные индивидуальные учебные
планы, мы планируем эксперимент, связанный с различными формами и стилями
работы педагогов, призванных обеспечить качественную реализацию этого процесса.

В такой ситуации характер и
эффективность  работы учителя зависят от
того, с учащимися какой группы он работает. Учителю необходимо при этом
преимущественно применять различные способы педагогической деятельности,
которые также можно условно разделить на три группы:

А) способ работы-максимум. Преподавание предмета в
самом широком смысле его трактовки при максимально возможном количестве часов,
малой наполняемости групп и самом широком многообразии видов деятельности,
привлекаемых программ, способов работы. Автоматически подразумевается, что  одним из результатов изучения курса является
умение выполнять любые типы заданий ЕГЭ по изучаемому предмету. Отбор в
подобные группы происходит не только по заявлению ученика, но и по по
результатам собеседования.

Б) способ работы – базовый. Целевая аудитория – дети
группы Б, не определившиеся с выбором дальнейшей деятельности. Один из
очевидных результатов – способность пройти любую форму текущего контроля
органов управления образованием на базовом уровне. При нехватке аудиторных
часов предполагается широкое использование индивидуальных консультаций.

В) способ работы – «лектор». Целевая аудитория –
учащиеся группы В. Конечный результат предполагает, что учащиеся умеют
выполнять задания части А ЕГЭ по данному предмету. Необходимо
найти способ исключить возможность попадания учащихся этой категории под
стандартные проверки органов управления образованием по предмету, изучаемому на
этом уровне. Предполагается самое широкое использование индивидуальных
консультаций.

Как видим, в данном случае как никогда возможно
реализовать принцип обратной связи в обучении, максимальным образом подстроить
работу педагогов под запросы учащихся и социума.

     Пути
совершенствования этой системы разнонаправленного преподавания – еще одно
направление будущей экспериментальной работы Центра.

     3. Задачи в области организации.

Применение деления параллели учащихся на
группы переменного состава при составлении расписания уже много лет применяется
в нашем учебном заведении. В связи с этим проблемы составления расписания под
индивидуальные планы не могут быть основными в организации следующего этапа
экспериментальной работы. Однако, поскольку детализация образовательной
траектории требуют более тонкой дифференцировки, существует целый ряд не до
конца разработанных проблем с использованием специализированного оборудования и
кабинетов. Например, применение по большинству предметов технологий ТРИЗ и
ТОГИС невозможно без использования локальной сети и высокоскоростного
Интернета, а некоторые моменты преподавания углубленных курсов биологии – без
использования системы
GPS, имеющейся в
кабинете географии. Создание системы, при которой кабинет ориентирован не на
конкретный предмет, а используется в разных ситуациях в разных системах учебных
дисциплин – важное направление организационной составляющей эксперимента.

Другое направление в организационной
области заключается в том, что элементы индивидуальных планов переносятся
частично и на основную школу. Связано это с тем, что ранняя профилизация, уже
давно применяемая в нашем Центре, уже не отражает в полной мере запросы
наиболее мотивированной части детского коллектива на рубеже 7-8 классов.
Поэтому по некоторым предметам мы планируем создать учебные группы переменного
состава, по аналогии со старшей школой.

4. Задачи
в области антропологии.

Каждый этап формирования индивидуальной
образовательной траектории должен сопровождаться мощным психологическим и
медицинским сопровождением. Многое в этом направлении было уже сделано на предыдущих этапах эксперимента, однако в настоящее время эта проблема особенно актуальна. Общее
снижение показателей физического здоровья обучающихся в стране затрудняет
выполнение ими всех элементов учебной деятельности. Мы планируем подключение к эксперименту не только психологов и специалистов по профессиональной ориентации, но и медицинского персонала, поскольку составить адекватную образовательную траекторию без исчерпывающих данных о физическом здоровье невозможно. Кроме того, необходим контроль
медицинских показателей как объективного критерия результативности
эксперимента.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0