Центр образования района "Соколиная гора" г.Москва

Меню сайта
Наш опрос
Какие школьные предметы Вам нравятся больше всего?
Всего ответов: 1217

Работа с учащимися группы риска в системе индивидуальных учебных планов


 Наше учебное заведение –  это общеобразовательное учреждение. В
соответствии с социальным заказом мы помогаем дезадаптированным, так называемым
«трудным» подросткам получить основное общее и среднее образование. Контингент учащихся  - это дети из разных школ города и района с
уже сформировавшимися определенными типами 
поведения, которым необходима специфическая направленность программы,
чтобы успешно выполнить социальный заказ общества  по реабилитации и оздоровлению личности
девиантных подростков.

            В сфере нормативно - правового
обеспечения государственной молодежной политики действует Федеральный закон «О
государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Указ
Президента РФ от 16 мая 1996 года № 727 «О мерах государственной поддержки
общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию
молодежи»; постановление Губернатора Ставропольского края от 31.12.98 № 837 «О
целевой программе профилактики безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних в социальной политике».

Социальные и
экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые
перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие
обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и
беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных
семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой. Дефицит
гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали
уделять меньше внимания не только в 
семье, но и в образовательных учреждениях.

Три категории
детей (дети-инвалиды, дети–сироты, дети-правонарушители) характеризуются тем,
что их положение законодательно и нормативно регулируется государством,
существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей,
устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них. Однако есть
еще одна категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из
неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными
проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является
«неофициальной», но внимание к ней значительно возросло. Опрос
детей, выбывших из школ города и пришедших в Центр образования через комиссию
по формированию 7, 8, 9 классов педагогической реабилитации, показывает, что
53% детей связывают свой уход из школы с 
конфликтной ситуацией между учеником и учителем, 30% считают, что от них
просто избавились, 17% – отмечают отсутствие к ним внимания как к личности со
стороны педагогов общеобразовательных школ.

Как уже отмечалось, контингент
наших учащихся – это подростки «группы риска», которые по различным причинам
испытывают школьную и семейную дезадаптацию. Для них характерен низкий уровень
учебной мотивации, познавательная пассивность, ограниченный запас знаний,
несформированность общеучебных знаний и специальных умений.

Учебно-воспитателный процесс для отягощенных вредными
привычками, бродяжничеством, далеких от спорта и физкультуры должен включать в
себя специальную, творческую направленность социальной деятельности, оказывать
содействие в изменении отношения к жизни, окружению, самому себе. Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна
осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач
психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Этим детям
требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог.


Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения
подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного
достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и
владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как
наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные
методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения). Если с
родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены
на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать
различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как
родителя, воспитателя и учителя.

Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее
животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные
причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем,
особенности защитных механизмов.

Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода
тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются
нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет
заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти,
мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в
своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного,
логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование
состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие
словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие
речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по
русскому языку.

Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному
педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом
медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их
способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения,
выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.

Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных,
ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для
того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из
неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными
службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом
деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей
социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует
правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и
обязанности.

Воспитатели ГПД должны находиться в тесном сотрудничестве с педагогами и
родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать беседы,
проводить интересные мероприятия для вовлечения этих детей в коллектив.
Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить несколько
общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от
правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка
(например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна
быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда
требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует
отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно
– житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям
ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации.
Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более
важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с
учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия
для компенсации трудностей.

                Целью
социально-педагогической работы нашего Центра является решение проблем,
преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления
ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для
создания благоприятной социальной среды.

Социальная деятельность Центра образования
проводится по 7 направлениям:

1.    Социальная диагностика.

2.    Организационно-воспитательная деятельность.

3.    Коррекционная работа.

4.    Просветительская работа.

5.    Работа с учащимися.

6.    Работа с педагогическим коллективом.

7.    Работа с родителями.

В процессе  работы социальной службы решаются
следующие задачи:

  • Оказание посильной
    социальной помощи учащимся и их родителям.
  • Формирование у детей
    и их родителей чувства ответственности за свои поступки, за семью и
    воспитание детей.
  • Пропаганда здорового
    образа жизни.
  • Решение конфликтных
    ситуаций.

Социальная диагностика. Это направление
предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям,
где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с
отклоняющимся поведением и "группе риска". Для выявления данных
категорий в сентябре месяце были оформлены социальные паспорта классов и
социальный паспорт школы. На основе этих паспортов были составлены списки
многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации. В результате проделанной работы было установлено,
что в 2007-2008 учебном году в ЦО № 429 обучались дети:

- из многодетных семей - 74

- детей-инвалидов- 5

- из семей потерявших кормильца-27

- находящихся по опекой- 6

- детей матерей-одиночек- 59

Собран необходимый пакет документов для
обеспечения детей льготных категорий бесплатным питанием (завтраки и обеды).
Проведена работа с многодетными семьями по сбору необходимых документов, для
выплаты материальной денежной компенсации к началу учебного года в сумме 5000
рубле на каждого ребенка, обучающегося в Центре.

Организационно-воспитательная деятельность проводится в тесном контакте с
заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию,
классными руководителями, учителями дополнительного образования. В работе с
учащимися социально незащищенных категорий и группы риска большое место
отведено контролю за внеучебной деятельностью несовершеннолетних, так как чаще
всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной
неуспеваемости, плохого поведения учащихся, провоцирует их на совершение
противоправных действий. Несовершеннолетние из группы риска и социально
незащищенных семей привлекались к участию в художественной самодеятельности
Центра образования, помогали в организации и проведении праздников, концертов,
благотворительных акций:

-
благотворительный концерт, посвященный Дню города, Дню матери и ребенка на
различных площадках города;

- концерт ко Дню учителя;

-концерт,
посвященный Дню знаний, Посвящение в первоклассники;

- конкурс инсценированной песни, посвященный Дню победы и Дню Защитника
Отечества;

- Конкурс военно-патриотической песни;

- Встречи с ветеранами ВОВ;

- Проведение развлекательной программы "День святого Валентина",
«Масленица» и др.

- Проведение "Дня памяти" 9 мая.

- Общегородская благотворительная акция "Семья помогает семье".

Дети из
социально незащищенных семей привлекались к участию в окружных и городских
конкурсах:

-
Рождественская карусель

-Мой
двор, мой подъезд

-
Конкурсы рисунков, поделок и т.д.

             
В ЦО разработаны расписания дополнительных занятий во второй половине
дня. Работают кружки и спортивные секции. Помимо различных кружковых занятий,
занятий спортом в спортзалах, тренажерном зале, зале восточных единоборств,
тире, дополнительного бесплатного питания дети получали  и профессиональную психологическую помощь.

             Коррекционная работа. В ЦО продолжает
активно работать социально- психологическая служба - 4 психолога и один
профконсультант. Проводится  диагностическая
работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе,
межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 1-ых, 5-ых и
8-ых  классах проведена работа по
адаптации учащихся к новой учебной обстановке. В 8-11 классах проведено
тестирование,  
направленное на
выявление сферы профессиональных интересов учащихся.
Проводились групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами из
группы риска и имеющими проблемы в адаптации. Оказывалась консультативная
помощь родителям и педагогам.

              Работа с семьей также является
основной. Основная задача - привлечь внимание родителей к занятиям учащихся
группы риска, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их
соучастниками интересных мероприятий. Социальная служба принимала участие в
проведении родительских собраний, дня открытых дверей. Проводились индивидуальные
беседы - консультации с родителями по  следующим вопросам:

-
обеспечения детей льготным питанием;

- выявление причин пропусков занятий;

- совершение правонарушений во внеурочное время;

- нарушение дисциплины во время учебного процесса.

К просветительской работе можно отнести проведение
таких мероприятий как: организация и проведение профилактических бесед, лекций,
тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. Проведение
и участие в педагогических советах, семинарах, совещаниях.

Социальная служба ЦО поддерживает деловые контакты
с ОДН ОВД Соколиная гора, с КДН и ЗП  и органами опеки
муниципалитета  Соколиная гора, советом многодетных семей и
Экспериментальным центром социальной защиты населения "Соколиная гора".
Также проводилась совместная профилактическая работа с городской организацией
"Дети улиц". В просветительской работе акцент делался на профилактику
правонарушений, наркомании, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.

С ОДН ОВД
Соколиная гора и муниципалитетом района велась активная работа по выявлению
семей, не занимающихся воспитание своих детей, а также несовершеннолетних
совершивших или склонных к совершению правонарушений. Так в 2007-2008 уч. году
были проведены профилактические лекции-беседы инспектора ОДН ОВД "Соколиная
гора" с учениками с 5 по 11 классы: 02 ноября 2007 года, 13 декабря 2007
года, 14 декабря 2007 года, 15 апреля 2008 года.  Совместно с инспектором
проводились индивидуальные беседы с ребятами из "группы риска".
Сотрудники социальной службы ЦО приняли участие в 5 профилактических рейдах
"Подросток". Сотрудниками ЦО проводились и свои вечерние рейды по
микрорайону (2), социальные обследования неблагополучных семей (15),
обследование семей, в которых проживают дети, находящиеся под опекой (6). В настоящий
момент на профилактическом учете в ОВД состоят:

- 4 несовершеннолетних;

- 4 родителей.

На
внутришкольном контроле на конец учебного года состоит 2 учеников.

Муниципалитет
района оказывает социальной службе ЦО активную помощь в организации досуга учеников.
За 2007-2008 уч. год, ученики ЦО №429 из числа многодетных и социально
незащищенных, бесплатно посетили Московский дельфинарий (15 человек),
новогоднее представление (30 человек), Оружейную палату Московского Кремля (15
человек), Зоопарк (25 человек). В летний и зимний периоды на базе Центра
функционируют выездные оздоровительные лагеря, финансируемые Департаментом
образования г.Москвы. В них занято более 400 человек.

               Городская организация "Дети
улиц" оказала помощь в организации бесплатной 2-х дневной экскурсии
учеников ЦО  из многодетных и соц. незащищенных семей в города Владимир-Суздаль.

                   В 2007-2008 учебном году
было направлено:

- 2 сообщения в ОВД Соколиная гора о принятии мер к родителям, не выполняющим
обязанностей по воспитанию и обучению своих детей; к ученикам, совершившим
правонарушения; о принятии мер к розыску несовершеннолетней ученицы ЦО;

- 1  ходатайство о не постановке на учет ученика ЦО;

- 2  информации в КДН и ЗП муниципалитета "Соколиная гора" о принятии
мер к родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию и обучению своих
детей; об оказании помощи в розыске несовершеннолетней ученицы ЦО.

читать далее....
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0