ПОЛОЖЕНИЕ
об учете неблагополучных семей
I. Общие положения
1. Учету в качестве неблагополучных подлежат семьи и
учащиеся, требующие индивидуально направленной коррекционно-профилактической
работы.
2. Целью учета является определение адресов социально-профилактических мероприятий по оказанию педагогической помощи
семьям и учащимся в решении возникших проблем, коррекции девиантного поведения.
II. Порядок учета
1. Учету подлежат семьи, в которых:
§ ребенку
не обеспечивается полноценное воспитание и обучение, по отношению к нему не
осуществляется необходимый контроль;
§ создана
обстановка, отрицательно влияющая на морально-психологическое состояние
ребенка и его обучение;
§ имеют место затяжные конфликты между членами семьи, в которые втянут ребенок;
§ члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут антиобщественный образ
жизни и тем самым отрицательно влияют на ребенка.
2. Решение о постановке на учет выносится Советом по
профилактики.
3. До принятия решения о постановке на учет классные руководители проводят подготовительную работу: посещают семью, беседуют с
родителями (или лицами, их замещающими), выясняют все аспекты возникших проблем, с согласия учащихся составляют психолого-педагогическую
характеристику учащихся в форме индивидуальной социально-проблемной карты.
4. Совет по профилактике, рассмотрев представленные документы
(проблемную карту, акт обследования, объяснительные и другие необходимые
документы), принимает решение о постановке на учет и планирует основные
направления работы с семьей.
5. Решение о снятии с учета принимается в случае
устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала
причиной постановки на учет.
6. Решение о снятии с учета принимается советом
профилактики Центра.
III. Содержание работы с семьями, поставленными на учет
· Классный руководитель совместно с социальным
педагогом каждую четверть планирует и осуществляет профилактическую работу с
семьями, поставленными на учет.
· Классный руководитель планирует и контролирует
занятость учащихся из семей, поставленных на учет, во второй половине дня, в
каникулы; контролирует посещаемость уроков, текущую и итоговую успеваемость
учащихся.
· О проведенных мероприятиях классный руководитель
один раз в четверть информирует совет по профилактике и фиксирует их в социально-проблемной
карте.
·
Обо всех негативных и позитивных изменениях в
поведении учащихся из неблагополучных семей, поставленных на школьный профилактический
учет, а также о наиболее значимых их проступках классный руководитель
оперативно информирует заместителя директора по воспитательной работе.
Положение
о школьном совете
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
1. Общие
положения.
1.1. Школьный совет профилактики правонарушений
несовершеннолетних создается в школе по решению педагогического совета для
организации работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и
преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся, защиты законных прав и
интересов несовершеннолетних.
1.2.
Состав Совета профилактики утверждается педагогическим советом Центра на срок
до 2-х лет. В состав Совета профилактики входят: председатель, заместитель
председателя, секретарь и члены Совета. Прекращение полномочий председателя,
заместителя председателя, секретаря и членов Совета профилактики осуществляется
по решению педагогического совета школы.
Председатель Совета профилактики
выбирается из числа заместителей директора школы. Председатель осуществляет
общее руководство и планирование работы Совета профилактики, проводит заседания
Совета профилактики, докладывает директору школы и педагогическому совету о
результатах работы Совета профилактики.
Заместитель
председателя Совета профилактики выбирается из числа наиболее опытных педагогов
школы и в отсутствие председателя исполняет его обязанности.
Секретарь
Совета профилактики выбирается из числа педагогов школы. Осуществляет ведение
документации, протоколирует Заседания и заполняет Журнал заседаний Совета
профилактики.
Члены
Совета профилактики выбираются из числа педагогов школы, организующих
воспитательно-профилактическую и учебную работу (заместитель директора по
воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, социальный педагог,
педагог-психолог, другие опытные педагоги образовательного учреждения); и из
числа представителей общественных организаций, родительской общественности,
сотрудников правоохранительных органов (в т.ч. инспектора подразделений по
делам несовершеннолетних, закрепленные за образовательным учреждением,
зональные инспектора ПДН УВД), других заинтересованных организаций и
учреждений.
Председатель,
заместитель председателя, секретарь и члены Совета профилактики в своей работе
руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативными
документами, регламентирующими организацию воспитательно-профилактической и
учебной работы в школе, настоящим Примерным положением, Конвенцией ООН о правах
ребенка, другими нормативными и правовыми актами, а также соответствующими
приказами, методическими рекомендациями и инструктивными письмами департамента
образования.
Функциональные
обязанности специалистов Совета профилактики:
Заместитель директора
образовательного учреждения:
— контролирует ведущуюся
документацию Совета профилактики в течение учебного года;
— оказывает необходимую
методическую помощь педагогам - членам Совета профилактики;
— организует мероприятия,
направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений;
— контролирует внедрение
программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;
— организует досуг и
дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;
— отслеживает работу по
базе данных «группы риска».
Учителя:
— формируют
педагогическое видение на разбираемые проблемы;
— участвуют в составлении
базы данных учащихся «группы риска»;
— активно участвуют в
реализации программ превентивного обучения;
— оказывают посильную
помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и
правонарушений.
Педагог-психолог:
— ведет работу по
пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии;
— осуществляет
психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после
проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата;
— осуществляет
консультативную помощь учащимся, родителям;
— способствует
гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные
мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
— определяет факторы,
препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по
оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной,
реабилитационной и консультативной);
— консультирует по
различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного
учреждения;
— обеспечивает проведение
различных форм профилактической работы с педагогами, родителями и учащимися.
Социальный педагог:
— изучает
психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и
ее микросреды, условия жизни;
— обеспечивает базу
данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются);
— выявляет интересы и
потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении
учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и
поддержку;
— выступает посредником
между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами
различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— отслеживает социальные
условия семей, с которыми работает Совет профилактики.
Медицинский работник:
— расширяет медицинскую
базу знаний среди учащихся и их родителей;
— предоставляет данные о
состоянии здоровья учащихся группы риска.
Представитель
правоохранительных органов:
— расширяет юридическую
базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;
— активно работает с
учащимися «группы риска»;
— проводит встречи,
занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;
— совершает совместные
рейды в семьи учащихся «группы риска» с социальным педагогом.
1.3 Деятельность
комиссий основывается на принципах:
1) законности;
2) гуманного обращения с несовершеннолетними;
3) сохранения
конфиденциальности информации.
2. Задачи
и порядок деятельности Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
2.1. Совет профилактики правонарушений:
2.1.1. Планирует и организует индивидуальную профилактическую работу с учащимися «группы риска»,
состоящими на профилактическом учете в школе, органах внутренних дел, комиссиях
по делам несовершеннолетних и защите их прав, у врача-нарколога.
2.1.2. Изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и
профилактической работы, направленной на их предупреждение.
2.1.3. Рассматривает персональные дела учащихся, требующих особого воспитательно-педагогического внимания.
2.1.4. Осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в
подразделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних,
у нарколога.
2.1.5. Выявляет и ставит на внутришкольный учет трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих
своих обязанностей по воспитанию и обучению детей.
2.1.6.
Организует работу по вовлечению учащихся «группы риска», в спортивные секции,
кружки художественной самодеятельности, прикладного и технического творчества.
2.1.7. Организует индивидуальное
шефство над трудными учащимися, закрепляет за ними шефов - наставников из числа
работников школы, представителей родительской общественности, представителей
других заинтересованных учреждений и ведомств, общественных объединений и
организаций.
2.1.8. Осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями. Обсуждает поведение родителей, не
выполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей. При необходимости
ставит перед соответствующими государственными организациями вопрос о
привлечении таких родителей к ответственности, установленной законодательством
РФ.
2.1.9. Заслушивает на своих заседаниях
отчеты закрепленных шефов - наставников о работе по предупреждению
безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся, о выполнении
рекомендаций и требований Совета профилактики.
2.1.10. Заслушивает классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике
безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся.
2.1.11. Выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решения руководством школы; принимает
решение о снятии исправившихся учащихся с внутришкольного контроля.
2.1.12. Ходатайствует перед подразделением по делам несовершеннолетних УВД и комиссией по делам
несовершеннолетних о снятии с учета исправившихся учащихся.
2.1.13. Оказывает помощь классным
руководителям, шефам - наставникам, закрепленным за детьми и подростками
«группы риска», правонарушителями, другими категориями подучетных учащихся в
проведении с ними индивидуальной беседы воспитательно-профилактической работы.
2.1.14. Организует обучение
педагогического коллектива школы, родительского актива, шефов - наставников
современным формам и методам работы по предупреждению безнадзорности,
правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
2.1.15. Не реже одного раза в год отчитывается о проводимой работе и ее результатах перед педагогическим коллективом.
2.1.16. Информирует администрацию школы
о состоянии правонарушений, преступлений, безнадзорности среди учащихся,
проблемах и перспективах организации воспитательно-профилактической работы.
2.1.17. Планирует и организует проведение лекций, диспутов, массовых мероприятий, разъяснительных бесед с
несовершеннолетними и их родителями других групповых и индивидуальных
мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений и
преступлений несовершеннолетних с привлечением представителей правоохранительных
органов, других заинтересованных ведомств.
2.1.18. Рекомендует администрации школы информировать в соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «О основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
Орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
Комиссию по делам
несовершеннолетних - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на
образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности
органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
Орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке,
представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
Орган управления
социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о
выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
Орган внутренних дел - о
выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных
лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в
совершение преступления или совершающих по отношению к ним другие
противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение
или антиобщественные действия;
Орган управления
здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании,
наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических
средств, психотропных или одурманивающих веществ;
Орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства
в связи с самовольным уходом из детских домов, школ - интернатов и других
детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам
занятий в образовательных учреждениях;
Орган по делам молодежи -
о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и
нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга,
занятости.
2.2. Совет профилактики рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих
заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц.
2.3. При разборе персональных дел
вместе с учащимися приглашаются закрепленный шеф-наставник, классный
руководитель и родители учащегося, а при необходимости другие заинтересованные
лица.
2.4. Работа Совета профилактики
планируется на учебный год. План работы обсуждается на заседании Совета
профилактики и утверждается директором школы.
2.5. Свою работу Совет профилактики проводит в тесном контакте с правоохранительными органами; комиссиями по делам
несовершеннолетних; органами Госнаркоконтроля России; органами прокуратуры,
здравоохранения, по делам молодежи, культуры; учреждениями дополнительного
образования детей; наркологическими службами; администрациями предприятий по
месту работы родителей; заинтересованными общественными организациями.
3. Документация Совета профилактики.
3.1. Решение педагогического совета школы о
создании Совета профилактики.
3.2. Приказ директора школы о создании Совета профилактики (на основании решения
педагогического совета)
3.3.План работы Совета профилактики (на учебный год)
3.4. Журнал заседаний Совета профилактики
(заносится информация о дате и темах заседаний Совета профилактики).
3.5. Протоколы заседаний Совета профилактики.
3.6. Карты (учетно-профилактические карточки) учащихся,
состоящих на внутришкольном учете.
3.7. Списки всех подучетных детей по группам учета (внутришкольный, ПДН, КДН и др.).
3.8. Списки семей «группы риска».
4. Прекращение деятельности Совета профилактики.
4.1. Прекращение деятельности Совета профилактики осуществляется по решению педагогического
совета школы.
Положение
о постановке учащихся на внутришкольный учет
1. Общие положения
В соответствии с Федеральным
законом «Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» образовательные учреждения в
пределах своей компетенции участвуют в реализации комплекса мероприятий
по профилактике асоциального
поведения детей и подростков.
2. Цели и задачи
В целях
создания объективных условий для
улучшения качества профилактической работы, усиления социальной и правовой защиты обучающихся в образовательном учреждении разрабатывается положение
о постановке учащихся на
внутришкольный учет.
3. Основания для постановки учащихся на внутришкольный учет
Исходя из статей
5,6,14 Федерального закона ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основанием для постановки на
внутришкольный учет считаются:
3.1. Непосещение или систематические пропуски учебных
занятий без уважительных причин.
3.2. Неуспеваемость.
3.3. Социально опасное положение:
а) безнадзорность или беспризорность;
б) бродяжничество или
попрошайничество.
3.4. Употребление психоактивных
и токсических веществ, спиртных напитков, курение.
3.5. Совершение правонарушения,
повлекшего меры административного воздействия.
3.6. Совершение
правонарушения до достижения возраста .
с которого наступает уголовная
ответственность.
3.7. Постановка на учет в КДН,
ИДН.
4. Основания для снятия с
внутришкольного учета
4.1. Позитивные изменения указанных в настоящем положении
обстоятельств жизни обучающегося (раздел
3, пункт 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7)
5. Ответственность и контрол<