План работы с детьми группы «риска»
ПО Л О Ж Е Н И Е об учете неблагополучных семей I. Общие положения 1. Учету в качестве неблагополучных подлежат семьи и учащиеся, требующие индивидуально направленной коррекционно-профилактической работы. 2. Целью учета является определение адресов социально-профилактических мероприятий по оказанию педагогической помощи семьям и учащимся в решении возникших проблем, коррекции девиантного поведения. II. Порядок учета 1. Учету подлежат семьи, в которых: § ребенку не обеспечивается полноценное воспитание и обучение, по отношению к нему не осуществляется необходимый контроль; § создана обстановка, отрицательно влияющая на морально-психологическое состояние ребенка и его обучение; § имеют место затяжные конфликты между членами семьи, в которые втянут ребенок; § члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут антиобщественный образ жизни и тем самым отрицательно влияют на ребенка. 2. Решение о постановке на учет выносится Советом по профилактики. 3. До принятия решения о постановке на учет классные руководители проводят подготовительную работу: посещают семью, беседуют с родителями (или лицами, их замещающими), выясняют все аспекты возникших проблем, с согласия учащихся составляют психолого-педагогическую характеристику учащихся в форме индивидуальной социально-проблемной карты. 4. Совет по профилактике, рассмотрев представленные документы (проблемную карту, акт обследования, объяснительные и другие необходимые документы), принимает решение о постановке на учет и планирует основные направления работы с семьей. 5. Решение о снятии с учета принимается в случае устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет. 6. Решение о снятии с учета принимается советом профилактики Центра. III. Содержание работы с семьями, поставленными на учет · Классный руководитель совместно с социальным педагогом каждую четверть планирует и осуществляет профилактическую работу с семьями, поставленными на учет. · Классный руководитель планирует и контролирует занятость учащихся из семей, поставленных на учет, во второй половине дня, в каникулы; контролирует посещаемость уроков, текущую и итоговую успеваемость учащихся. · О проведенных мероприятиях классный руководитель один раз в четверть информирует совет по профилактике и фиксирует их в социально-проблемной карте. · Обо всех негативных и позитивных изменениях в поведении учащихся из неблагополучных семей, поставленных на школьный профилактический учет, а также о наиболее значимых их проступках классный руководитель оперативно информирует заместителя директора по воспитательной работе. Положение о школьном совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1. Общие положения. 1.1. Школьный совет профилактики правонарушений несовершеннолетних создается в школе по решению педагогического совета для организации работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних. 1.2. Состав Совета профилактики утверждается педагогическим советом Центра на срок до 2-х лет. В состав Совета профилактики входят: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Совета. Прекращение полномочий председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Совета профилактики осуществляется по решению педагогического совета школы. Председатель Совета профилактики выбирается из числа заместителей директора школы. Председатель осуществляет общее руководство и планирование работы Совета профилактики, проводит заседания Совета профилактики, докладывает директору школы и педагогическому совету о результатах работы Совета профилактики. Заместитель председателя Совета профилактики выбирается из числа наиболее опытных педагогов школы и в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Секретарь Совета профилактики выбирается из числа педагогов школы. Осуществляет ведение документации, протоколирует Заседания и заполняет Журнал заседаний Совета профилактики. Члены Совета профилактики выбираются из числа педагогов школы, организующих воспитательно-профилактическую и учебную работу (заместитель директора по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, другие опытные педагоги образовательного учреждения); и из числа представителей общественных организаций, родительской общественности, сотрудников правоохранительных органов (в т.ч. инспектора подразделений по делам несовершеннолетних, закрепленные за образовательным учреждением, зональные инспектора ПДН УВД), других заинтересованных организаций и учреждений. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Совета профилактики в своей работе руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативными документами, регламентирующими организацию воспитательно-профилактической и учебной работы в школе, настоящим Примерным положением, Конвенцией ООН о правах ребенка, другими нормативными и правовыми актами, а также соответствующими приказами, методическими рекомендациями и инструктивными письмами департамента образования. Функциональные обязанности специалистов Совета профилактики: Заместитель директора образовательного учреждения: — контролирует ведущуюся документацию Совета профилактики в течение учебного года; — оказывает необходимую методическую помощь педагогам - членам Совета профилактики; — организует мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений; — контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе; — организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся; — отслеживает работу по базе данных «группы риска». Учителя: — формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы; — участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»; — активно участвуют в реализации программ превентивного обучения; — оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений. Педагог-психолог: — ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии; — осуществляет психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата; — осуществляет консультативную помощь учащимся, родителям; — способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации; — определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной); — консультирует по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения; — обеспечивает проведение различных форм профилактической работы с педагогами, родителями и учащимися. Социальный педагог: — изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и ее микросреды, условия жизни; — обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются); — выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку; — выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; — отслеживает социальные условия семей, с которыми работает Совет профилактики. Медицинский работник: — расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей; — предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска. Представитель правоохранительных органов: — расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов; — активно работает с учащимися «группы риска»; — проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений; — совершает совместные рейды в семьи учащихся «группы риска» с социальным педагогом. 1.3 Деятельность комиссий основывается на принципах: 1) законности; 2) гуманного обращения с несовершеннолетними; 3) сохранения конфиденциальности информации. 2. Задачи и порядок деятельности Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 2.1. Совет профилактики правонарушений: 2.1.1. Планирует и организует индивидуальную профилактическую работу с учащимися «группы риска», состоящими на профилактическом учете в школе, органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, у врача-нарколога. 2.1.2. Изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение. 2.1.3. Рассматривает персональные дела учащихся, требующих особого воспитательно-педагогического внимания. 2.1.4. Осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних, у нарколога. 2.1.5. Выявляет и ставит на внутришкольный учет трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. 2.1.6. Организует работу по вовлечению учащихся «группы риска», в спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, прикладного и технического творчества. 2.1.7. Организует индивидуальное шефство над трудными учащимися, закрепляет за ними шефов - наставников из числа работников школы, представителей родительской общественности, представителей других заинтересованных учреждений и ведомств, общественных объединений и организаций. 2.1.8. Осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями. Обсуждает поведение родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей. При необходимости ставит перед соответствующими государственными организациями вопрос о привлечении таких родителей к ответственности, установленной законодательством РФ. 2.1.9. Заслушивает на своих заседаниях отчеты закрепленных шефов - наставников о работе по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся, о выполнении рекомендаций и требований Совета профилактики. 2.1.10. Заслушивает классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся. 2.1.11. Выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решения руководством школы; принимает решение о снятии исправившихся учащихся с внутришкольного контроля. 2.1.12. Ходатайствует перед подразделением по делам несовершеннолетних УВД и комиссией по делам несовершеннолетних о снятии с учета исправившихся учащихся. 2.1.13. Оказывает помощь классным руководителям, шефам - наставникам, закрепленным за детьми и подростками «группы риска», правонарушителями, другими категориями подучетных учащихся в проведении с ними индивидуальной беседы воспитательно-профилактической работы. 2.1.14. Организует обучение педагогического коллектива школы, родительского актива, шефов - наставников современным формам и методам работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. 2.1.15. Не реже одного раза в год отчитывается о проводимой работе и ее результатах перед педагогическим коллективом. 2.1.16. Информирует администрацию школы о состоянии правонарушений, преступлений, безнадзорности среди учащихся, проблемах и перспективах организации воспитательно-профилактической работы. 2.1.17. Планирует и организует проведение лекций, диспутов, массовых мероприятий, разъяснительных бесед с несовершеннолетними и их родителями других групповых и индивидуальных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних с привлечением представителей правоохранительных органов, других заинтересованных ведомств. 2.1.18. Рекомендует администрации школы информировать в соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «О основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних; Комиссию по делам несовершеннолетних - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; Орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; Орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении; Орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; Орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; Орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ - интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; Орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости. 2.2. Совет профилактики рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц. 2.3. При разборе персональных дел вместе с учащимися приглашаются закрепленный шеф-наставник, классный руководитель и родители учащегося, а при необходимости другие заинтересованные лица. 2.4. Работа Совета профилактики планируется на учебный год. План работы обсуждается на заседании Совета профилактики и утверждается директором школы. 2.5. Свою работу Совет профилактики проводит в тесном контакте с правоохранительными органами; комиссиями по делам несовершеннолетних; органами Госнаркоконтроля России; органами прокуратуры, здравоохранения, по делам молодежи, культуры; учреждениями дополнительного образования детей; наркологическими службами; администрациями предприятий по месту работы родителей; заинтересованными общественными организациями. 3. Документация Совета профилактики. 3.1. Решение педагогического совета школы о создании Совета профилактики. 3.2. Приказ директора школы о создании Совета профилактики (на основании решения педагогического совета) 3.3.План работы Совета профилактики (на учебный год) 3.4. Журнал заседаний Совета профилактики (заносится информация о дате и темах заседаний Совета профилактики). 3.5. Протоколы заседаний Совета профилактики. 3.6. Карты (учетно-профилактические карточки) учащихся, состоящих на внутришкольном учете. 3.7. Списки всех подучетных детей по группам учета (внутришкольный, ПДН, КДН и др.). 3.8. Списки семей «группы риска». 4. Прекращение деятельности Совета профилактики. 4.1. Прекращение деятельности Совета профилактики осуществляется по решению педагогического совета школы. Положение о постановке учащихся на внутришкольный учет 1. Общие положения В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательные учреждения в пределах своей компетенции участвуют в реализации комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков. 2. Цели и задачи В целях создания объективных условий для улучшения качества профилактической работы, усиления социальной и правовой защиты обучающихся в образовательном учреждении разрабатывается положение о постановке учащихся на внутришкольный учет. 3. Основания для постановки учащихся на внутришкольный учет Исходя из статей 5,6,14 Федерального закона ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основанием для постановки на внутришкольный учет считаются: 3.1. Непосещение или систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин. 3.2. Неуспеваемость. 3.3. Социально опасное положение: а) безнадзорность или беспризорность; б) бродяжничество или попрошайничество. 3.4. Употребление психоактивных и токсических веществ, спиртных напитков, курение. 3.5. Совершение правонарушения, повлекшего меры административного воздействия. 3.6. Совершение правонарушения до достижения возраста . с которого наступает уголовная ответственность. 3.7. Постановка на учет в КДН, ИДН. 4. Основания для снятия с внутришкольного учета 4.1. Позитивные изменения указанных в настоящем положении обстоятельств жизни обучающегося (раздел 3, пункт 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7) 5. Ответственность и контроль за указанным видом деятельности 5.1. Постановку учащегося на внутришкольный учет и снятие с учета, оформление соответствующей документации осуществляет лицо, персонально ответственное за организацию профилактической работы в образовательном учреждении, назначенное приказом директора. 5.2. Контроль за качеством использования проводимой в соответствии с настоящим положением работы возлагается на директора образовательного учреждения. 5.3. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения на педагогическом совете Центра. Положение о механизме взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися «группы риска» (администрация – классные руководители) Обоснование Необходимость в разработке механизма взаимодействия администрации Центра, классного руководителя, обусловлена прежде всего тем, чт
|